«Коммерсант», 14 декабря 2021 года
Заместитель министра культуры РФ — о клубах на колесах и роботах в библиотеках.
Национальный проект «Культура» стартовал три года назад. Заместитель министра культуры РФ Ольга Ярилова рассказала о первых итогах его реализации.
— Национальный проект «Культура» был запущен в 2019 году. Что можно сказать о предварительных результатах?
— Основная задача нацпроекта — обеспечить максимальную доступность к культурным благам и улучшить инфраструктуру в регионах. Так, например, за три года действия нацпроекта в России модернизировали более 300 кинозалов, обновили более 160 зданий детских школ искусств, создали более 600 модельных библиотек, оснастили музыкальными инструментами, литературой и оборудованием более 900 детских школ искусств и училищ. Со следующего года в соответствии с поручением президента Российской Федерации в эту работу будут вовлечены краеведческие музеи. За три года планируется обновить более 400 музеев в 73 субъектах Российской Федерации и еще 100 учреждений реконструировать.
Но цифры не главное. Главное, что мы научились искать потребности, понимать, в каком районе нужен кинозал, а где — дом культуры, какими они должны быть, какие формы работы будут востребованы. В принятии решений обязательно участвует население, иначе это бессмысленно.
— Какие направления нацпроекта вы бы назвали приоритетными?
— Мы специально выстраивали нацпроект, чтобы обеспечить рывок в развитии отрасли по всем фронтам. Поэтому каждое направление для нас в приоритете. Но могу выделить то, что делается для детей, потому что юные таланты — это наше будущее, наше богатство. Школы искусств — главные и самые доступные для россиян кузницы будущих музыкантов и художников. Сегодня в стране более 5 тыс. детских школ искусств, в которых занимаются больше 1,8 млн учеников.
В нацпроект «Культура» с 2019 года включены мероприятия по поддержке детских школ искусств и училищ: учреждения ежегодно получают новые музыкальные инструменты, оборудование и учебные материалы. За три года мы оснастили более 900 учебных заведений, в которые поставили более 37 тыс. новых музыкальных инструментов. В свое время изношенные фонды стали большой проблемой. Ведь обучение музыке — очень тонкий процесс, и этот, прямо скажем, титанический труд просто должен сопровождаться удовольствием от чистого звучания любимого инструмента.
Я лично приезжала в регионы, видела прекрасные музыкальные инструменты, которые школы получают в рамках национального проекта. Большое счастье видеть в концертном зале детской музыкальной школы небольшого города сразу два рояля — не каждая столичная школа может похвастать таким богатством. Поставляются также и редкие инструменты: маримбы, вибрафоны, литавры, арфы и даже орган.
С 2021 года ремонт ДШИ также осуществляется в рамках нацпроекта. За этот год капитально отремонтировано более 160 зданий.
Говоря о детях, нельзя не упомянуть культурно-образовательные комплексы, которые создаются по поручению президента с 2019 года. В Калининграде, Севастополе, Владивостоке и Кемерово открываются филиалы крупнейших музеев и театров, а также ведущих творческих учебных заведений.
Совсем недавно, в ноябре, в Калининграде на острове Октябрьский было достроено и открылось новое здание филиала Центральной музыкальной школы при Московской консерватории имени Чайковского (ЦМШ). В нем уже учатся более 60 детей по направлениям «фортепиано», «оркестровые струнные» и «духовые и ударные инструменты», причем это ребята не только из Калининграда, но и из Москвы, Феодосии, Новосибирска, Воркуты. Также в составе комплекса открыт филиал Московской государственной академии хореографии (МГАХ).
Самое главное, на территории комплекса на острове Октябрьский расположено здание образовательного центра, рассчитанного на 300 детей — воспитанников филиалов ЦМШ и МГАХ (для обучения профессиональным дисциплинам), и интернаты на 75 воспитанников. Также для проживания преподавателей, сотрудников и семей младших учащихся из других городов до конца года будет достроен жилой комплекс.
Все комплексы в четырех городах будут достроены к 2024 году.
— В рамках нацпроекта особое внимание уделяется развитию и модернизации учреждений в сельской местности. Как все происходит?
— Действительно, 90% того, что создается в рамках нацпроекта, происходит в регионах. Обновление всегда комплексное, и это всегда совместная работа. Федеральные средства выделяются на капитальный ремонт, реконструкцию и строительство зданий. Если требуется, то у здания ремонтируется кровля, обновляется фасад, система отопления, пожарной сигнализации, электропроводки, проводится косметический ремонт, создаются условия для людей с ограниченными возможностями здоровья. Но мало навести лоск — в новое помещение еще нужно вдохнуть творческую жизнь. А это закупка светового и звукового оборудования, кресел в зрительном зале, одежды сцены, костюмов для коллективов. Если при доме культуры есть свой оркестр, то также закупаются музыкальные инструменты. Эту часть уже обеспечивает муниципальный или районный бюджет.
Некоторые дома культуры после ремонта оснащаются залами с возможностью кинопоказа, виртуальными концертными залами, помещениями для детской игровой зоны, досуговой зоны и кафе. За три года мы построили и модернизировали более 750 домов культуры, а к концу 2021 года их станет больше 950. Сейчас происходит настоящее возрождение сети сельских ДК — мы ездим в командировки на осмотр объектов и видим, как там кипит жизнь.
— Вы упомянули виртуальные концертные залы. Что это такое?
— По сути, это комплект оборудования, который устанавливается в залах клубов, театров и даже музеев, который позволяет транслировать концерты из крупнейших филармоний страны как в прямом эфире, так и в записи. Стоимость каждого комплекта оборудования зависит от величины зала. Мы стараемся предоставлять максимально разнообразный контент, для чего оцифровываем множество мероприятий, которые проходят в крупных городах.
Программа по созданию виртуальных концертных залов стартовала в 2014 году. За первые пять лет мы открыли более 300 таких залов, в основном на базе филармоний. Но они оказались настолько востребованными и популярными, что в рамках нацпроекта было решено создать еще 500 аналогичных площадок, из них 237 уже работают.
— Среди поставленных в нацпроекте задач — поставка автоклубов. Расскажите о них подробнее.
— Можно сказать, это такие культурные вездеходы. Фургон оборудован всем необходимым для проведения массовых мероприятий: сценой, световой и звуковой аппаратурой, генератором, так что подключаться к электросетям не требуется. Автоклуб не боится бездорожья и погодных условий — есть модели на базе шасси «КамАЗ», «ГАЗонNext», «Газель» и их аналогов, а артисты в своих ярких и теплых костюмах с комфортом выступают и зимой. Фактически это полностью укомплектованный дом культуры на колесах и зачастую едва ли не единственная возможность для жителей небольших и отдаленных населенных пунктов, где нет своего ДК, лично побывать на театральном представлении или концерте. Сейчас в эксплуатацию введено 308 таких автоклубов, а всего в рамках нацпроекта будет передано более 600 машин.
— Еще один важный пункт — создание модельных библиотек. Чем они отличаются от обычных?
— Традиционный формат библиотек потерял свою актуальность. Трансформация была необходима. Чтобы сохранить учреждения, мы попытались сделать так, чтобы они отвечали потребностям общества, изменить их функции и формат общения с посетителями. На смену абонементам с длинными полками книг пришли неформальные пространства — культурно-образовательные центры, сочетающие в себе современный дизайн, правильно организованное комфортное пространство и доступ к новейшим информационным технологиям. Теперь это площадки для общения, самореализации, творчества и просвещения, сделанные по модельному стандарту — отсюда и название.
Сейчас в стране более 600 модельных библиотек. Если вы зайдете туда, то не сразу поймете, где находитесь. Яркие стильные пространства с модульной красочной мебелью, «умной полкой» для выдачи книг, 3D-принтерами, VR-очками, современными компьютерами, а кое-где есть даже роботы. Часто библиотеки разделяются на зоны — компьютерный зал, читальный зал, зоны коворкинга и абонемента, залы для лекций, встреч, дискуссий, зона для маленьких детей, а также творческие кружки и развивающие курсы.
Несмотря на то что создаются модельные библиотеки по стандарту, каждая учитывает интересы своей конкретной аудитории. Например, в одном из таких учреждений Оренбургской области сделан «Тик-ток дом» с хромакеем, где юные блогеры записывают свои ролики, а в Тверской области посетители могут делать мультфильмы или рисовать песком.
— Роботы, 3D-принтеры, оцифрованные выступления — все это требует определенных навыков. Как сотрудники культурных учреждений адаптируются к новым требованиям?
— Действительно, общий уровень требований к культурным услугам растет, отрасль постоянно развивается, внедряются новые технологии. Все это требует новых компетенций от работников учреждений культуры. Поэтому мы запускаем масштабную программу непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров, в которой задействованы ведущие творческие вузы по всей стране. На моей памяти такое делается впервые.
С 2019 года создаются и работают центры повышения квалификации, сейчас их уже 18. По 250 программам обучаются профильные специалисты — от осветителя до художественного руководителя. Часть образовательных направлений напрямую связана с интернет-пространством и дистанционными формами взаимодействия. Если в 2019 году повысили квалификацию 16 тыс. работников отрасли, то в 2020 году этот показатель составил уже 24 тыс. сотрудников, а в 2021-м — 40 тыс. человек. Через шесть лет мы рассчитываем получить серьезное кадровое подкрепление в лице современных специалистов высокого уровня. Учитывая, что именно от них во многом зависит качество культурного продукта, это очень важно.